Подведены итоги 2016 года операторов телевизионного вещания. Небольшой анализ рынка на примере оператора Триколор ТВ.

2016 год закончился. Следовательно, пора подводить итоги года в различных отраслях. Такие итоги были подведены и в сфере телевидения: кабельного, IPTV, и, конечно же, спутникового. Ну, статистика – статистикой, но итоги выглядят интересно. Для начала несколько слов, о чём же поведали нам итоги.

Первое, что все более-менее крупные телевизионные операторы получили увеличение прироста клиентов по сравнению с 2015 годом. Спутниковые операторы (конкретно, Триколор ТВ) оказались в конце этого рейтинга, иногда демонстрируя даже некоторое падение прироста.

По количеству привлечённых новых абонентов лидирует «Ростелеком» и… конечно, Триколор ТВ. Про Триколор ТВ разговор вообще отдельный, как они проводят свои акции по замене ресиверов Триколор ТВ, не слышал только глухой. Но об этом чуть ниже.

Отток абонентов у кабельных операторов сократился, хоть и незначительно. Зато IPTV в этом году стало несомненным лидером, показав прирост более чем в миллион абонентов. Способствовал такому росту «Ростелеком», развивающий инфраструктуру вещания в малонаселённых пунктах.

Средний размер абонентской платы с одного абонента вырос в этом году со 145 до 152 рублей (имеется ввиду размер платы по всем отраслям телевещания). Количество абонентов платного телевидения перевалило за 41 миллион, и проникновение услуги составило 73%.

«Открытием года» стал оператор IPTV МГТС! Он подключил 200 тысяч новых абонентов! Слава им и почёт! Вот только знаю я, каким способом они таких «успехов» достигли. Извините, речь немного не о том, но расскажу как они подключали интернет автору этих строк полтора года назад. У меня был «Стрим» - ассимитричный высокоскоростной интернет по телефонной линии. Звонок по телефону. «Завтра в ваш дом будут проводить оптоволоконный телефонный кабель. Будьте дома» Пришли, обрезали старый телефонный провод, поставили свою коробочку и обрадовали: теперь интернет будете брать от нас. Вот так произошло подключение нового абонента интернет услуг. Здорово, правда? Никто не спрашивал, нужна ли мне новая телефонная линия. Никто не предупредил, что полностью устраивающий меня старый интернет провайдер будет при этом отключён. Просто поставили перед фактом.

В целом получается, что основная масса новых абонентов пришла из регионов, куда начали проникать такие акулы бизнеса, как «Ростелеком».

Новые ресиверы Триколор ТВ стали причиной успеха?

Ну, не совсем. Давайте посмотрим, как таких успехов на самом деле добились некоторые участники данного списка. На примере Триколор ТВ. Итак, после перевода федерального пакета из бесплатного вещания в платное, последовал массовый отказ от услуг вещателя. Что бы немного сократить убытки, оператор решил привлечь абонентов выпуском нового, более совершенного оборудования. Даже объявил акции типа «Обмен за 0 рублей», оказавшиеся кредитными договорами на кабальных для «простачков» условиях. Кто-то пробовал с ними судиться, жаловался в антимонопольную службу, но таких были единицы, и всё спускалось на тормозах. Ни одного судебного решения в пользу абонента вынесено не было.

Комплекты Триколор ТВ выпускались с ресиверами новых моделей. Пластиковый корпус, отсутствие дисплея, минимальный функционал. Прописать на таком аппарате что-то помимо каналов Триколор ТВ – задача нетривиальная. Естественно, и качество таких ресиверов Триколор ТВ не на высоте. Скоро подойдёт конец гарантийного срока, и аппараты массово понесут в ремонт.

Так откуда прирост новых абонентов? При покупке или обмене старого приёмника мало кто помнит все данные, на который был зарегистрирован старый аппарат. Кто-то сменил номер телефона, кто-то забыл пароль от электронной почты, а кто-то вообще не вспомнит, на кого регистрировал ресивер в далёком 2010 году. Следовательно, регистрируется новый абонент. Плюсик в базу. Старый ресивер, естественно, из базы не исключают. Вот и получается прирост новых абонентов.

Печальная участь не обошла стороной даже владельцев модулей Триколор ТВ. Хоть таких и меньшинство, но и они были вынуждены менять устаревшие модули на новые. Старые модули Триколор ТВ не поддерживают новое вещание. Плюсик в базу.

Про размеры абонентской платы вообще отдельная история. Напомню, что в 2015 году федеральные каналы показывали бесплатно, и этого хватало многим. А дополнительный пакет «Оптимум» стоил 600 рублей в год. В 2016 году пакет «Единый», включающий и федеральный пакет, стал обязателен для оплаты и вырос до 1200 рублей. К концу года стало появляться всё больше ресиверов Триколор с двумя тюнерами и увеличенной абонентской платой «Единый Мульти Лайт» - 1500 рублей в год.

При этом качество вещания постоянно падает. Недавно прекратили своё вещание каналы семейства Discovery и EuroSport. До этого исчезли несколько именитых фильмовых каналов («Русский Детектив» и «Русский Роман»). Ещё раньше печальная участь постигла канал AnimalPlanet. Их место заняли телеканалы собственного производства. Содержание примерно то же, но, как говориться, «труба пониже и дым пожиже». Зато не надо платить владельцам каналов за качественный контент.

Вот таким образом и создаётся такая статистика, подводятся итоги. Вещатели в прибыли, новые абоненты продолжают поступать и исправно платят всё больше денег. Всё, вроде так и есть, но вот если знать некоторые подробности такого роста и «успехов», то становится грустно. За абонентов, с которых требуют всё больше денег, за интересные и уже полюбившиеся каналы, которых нас лишают. Стыдно за самого вещателя, превратившего благое дело по привнесению качественного телевидения в самые удалённые уголки страны в банальную дойную ферму.

Как Триколор ТВ обращается со своими абонентами